Пазлы — игра для развития детей

Процесс складывания разноцветных кусочков, в результате которого получаются целые картины, требует внимательности и терпения. Кому-то пазлы кажутся скучными и бесполезными, однако тысячи людей по всему миру готовы часами сидеть над собираемыми ими рисунками. А пазлы для детей – это уже не просто развлечение, но и хороший катализатор развития многих способностей.

Как научить ребёнка играть в пазлы

Как только малыш начинает познавать окружающий мир, в его памяти откладываются сотни образов. К 8-ми месяцам кроха узнаёт предметы на картинках и способен показать пальчиком на то, что называет мама.

А в возрасте около 1 года уже можно предложить малышу первые пазлы. Пусть пока это будут карточки, на которых нарисованы половинки предметов. Малыш должен будет выбрать недостающую часть и сложить целый предмет. Предпочтительнее, чтобы пазлы имели изображения, симметричные относительно вертикальной или горизонтальной оси. Родители могут и сами сделать подобные заготовки, наклеив картинки на картон и разрезав их надвое.

Занятия с пазлами развивают воображение ребёнка, тренируют его память и координацию движений. Крохе нужно вспомнить облик предмета, сориентироваться о том, как будет выглядеть вторая половинка, а затем совместить обе части. Эти действия способствуют развитию логики и образного мышления. А малышам нравится подобная игра, поскольку они видят мгновенный результат – маленькое чудо превращения “поломанной” картинки в целую композицию.

Как только ребёнок освоил половинки, нужно усложнять ему задачу, предлагая соединить 4, 6, 9 и более кусочков. Лучшие пазлы для малышей – это крупные рисунки с небольшой детализацией. Образы на картинках должны быть знакомы ребёнку (герои мультфильмов или сказок). Пазлы, предназначенные для совсем маленьких деток, изготавливаются из мягкого материала, толстого картона или даже дерева.

Ребёнок лет 3-х уже прекрасно запоминает и узнаёт множество предметов, деталей и персонажей. Положив перед ним картинку-образец, можно помогать малышу собирать пазлы из 12-18 кусочков. Сначала следует показать ему, с чего начать складывать картинку: найти фрагменты-уголки (пусть попробует сделать это сам), затем отыскать все краевые детали. Выложив рамку, будет довольно просто от неё строить и всё остальное. Тем деткам, которые затрудняются с самостоятельным собиранием пазла, можно предложить помогать взрослому, подавая кусочки определенного цвета и очевидные детали картинки (глаз, ушко, грибок и так далее).

Занятия нужно организовывать весело, в игровой форме. Необходимо хвалить ребёнка за правильные решения, помогать в сложных случаях и сопровождать собирание картинки сюжетными рассказами или сказками по теме картинки. Чем больше деталей в пазлах, тем мельче будут отдельные кусочки. Малыш постепенно научится аккуратно устанавливать их на место, а движения пальчиков будут всё более скоординированными (это хорошо влияет на развитие речи). Также будет развиваться глазомер и цветовосприятие ребёнка.

С пазлами из 28-ми, 36-ти деталей и более сможет справиться ребёнок лет четырёх. Конечно, всё индивидуально, но не следует предлагать малышу заведомо сложную для него головоломку. Почувствовав своё бессилие перед ней, он может потерять всякий интерес к подобному собиранию.

Оптимальный способ заинтересовать этим видом досуга – предложить ему самому выбирать себе пазлы. А любимую картинку и строить приятней!

Кстати, в продаже имеются картонные книги со страницами-пазлами, иллюстрации на которых представляют собой фрагменты картинки, утопленные в специальное углубление. Покупая сказки в таком издании, родители убивают сразу двух зайцев: и почитать есть что, и полезная головоломка в наличии.

Детям постарше можно предложить поиграть в пазлы на компьютере, однако такой вариант не слишком хорош. Длительное сидение перед монитором будет им не на пользу.

Особенно хорошо развивают фантазию и пространственное мышление трёхмерные пазлы. Деревянные, мягкие или картонные, — они позволяют создать объёмные модели предметов, очень похожие на свои прототипы. В этой серии выпускаются головоломки и для самых маленьких детей.

А как развлечь ребёнка в дороге читайте тут!

Зачем ребёнку пазлы

Те родители, чьи дети не могут подолгу находиться на одном месте, считают, что пазлами можно пренебречь вовсе. Но всё-таки стоит попытаться увлечь ими ребёнка, подобрав интересную для него тематику: модели машин, принцессы из мультфильмов и так далее. Психологи считают, что пазлы (как ничто другое) развивают правильное восприятие связи между частями и целым, а также образное мышление.

Чем старше ребёнок, тем сложнее должны быть его пазлы (до 260-ти элементов). Неоднократное просматривание множества кусочков стимулирует развитие памяти. У собирающих пазлы более цепкий взгляд и обострённое восприятие увиденного. Ребёнок начинает быстрее находить фрагменты, поскольку тут же вспоминает, где видел нужные или похожие на них элементы.